Чтение и развитие речи 9 класс

    

20.05.2020.              Чтение и развитие речи. Тема урока:

                                 «Чтение по теме «Мои любимые книги»

      Внеклассное чтение по теме «Здравствуй лето»

Лето. (Я. Аким)

Хочешь поглядеть на лето?

В лес пускают без билета.

Приходи!

Грибов и ягод

Столько —

Не собрать и за год.

А у речки, а у речки

С удочками человечки.

Клюнуло!

Смотрите — щука!

Щуку на берег втащу - ка.

Хорошо, устав от зноя,

По росе скакать в ночное,

Кашу на костре сварить,

До утра проговорить...

Летом в лесу.

Автор: Ушинский Константин Дмитриевич

Хорошо в лесу в жаркий полдень. Чего тут только не увидишь! Высокие сосны развесили иглистые вершины. Елочки выгибают колючие ветки. Красуется кудрявая берёзка с душистыми листочками. Дрожит серая осина. Коренастый дуб раскинул вырезные листья. Из травы глядит глазок земляники. Рядом краснеет душистая ягодка.
Сережки ландыша качаются между длинными, гладкими листьями. Крепким носом стучит по стволу дятел. Кричит иволга. Мелькнула пушистым хвостом цепкая белка. Далеко в чаще раздается треск. Уж не медведь ли это?

Чтение по слогам:

Лето. (Я. Аким)

Хо-че-шь пог-ля-деть на ле-то?

В лес пус-ка-ют без би-ле-та.

П-ри-хо-ди!

Г-ри-бов и ягод

С-толь-ко —

Не соб-рать и за год.

А у реч-ки, а у реч-ки

С удоч-ка-ми че-ло-веч-ки.

К-лю-ну-ло!

С-мот-ри-те — щу-ка!

Щу-ку на бе-рег в-та-щу - ка.

Хо-ро-шо, ус-тав от з-ноя,

По ро-се с-ка-ка-ть в ноч-ное,

Ка-шу на кос-т-ре с-ва-рить,

До ут-ра п-ро-го-во-рить...

 Летом в лесу.

Автор: Ушинский Константин Дмитриевич

Хо-ро-шо в ле-су в жар-кий пол-день. Че-го тут толь-ко не уви-ди-шь! Вы-со-кие сос-ны раз-ве-си-ли иг-лис-тые вер-ши-ны. Елоч-ки вы-ги-ба-ют ко-лю-чие вет-ки. К-ра-су-ет-ся куд-ря-вая бе-рёз-ка с ду-шис-ты-ми лис-точ-ка-ми. Д-ро-жит се-рая оси-на. Ко-ре-нас-тый дуб рас-ки-нул вы-рез-ные лис-тья. Из т-ра-вы г-ля-дит г-ла-зок зем-ля-ни-ки. Ря-дом к-рас-неет ду-шис-тая я-год-ка.
Се-рёж-ки лан-ды-ша ка-ча-ют-ся меж-ду д-лин-ны-ми, г-лад-ки-ми лис-тья-ми. К-реп-ким но-сом с-ту-чит по с-т-во-лу дя-тел. К-ри-чит ивол-га. Мель-к-ну-ла пу-шис-тым х-вос-том цеп-кая бел-ка. Да-ле-ко в ча-ще раз-да-ет-ся т-рес-к. Уж не мед-ведь ли это?

 

******************************************


18.05.2020. Чтение и развитие речи. Тема урока: «Беседа и чтение по теме «Правила пользования библиотекой»

https://multiurok.ru/files/pravila-polzovaniia-bibliotekoi.html

Загадки:

1. Снаружи смотришь – дом как дом,

Но нет жильцов обычных в нём.

В нём книги интересные

Стоят рядами тесными:

И Черномор, и царь Гвидон,

И добрый дед Мазай.

Как называют этот дом?

Попробуй, угадай!.. (библиотека)

2. Я всё знаю, всех учу,

А сама всегда молчу.

Чтоб со мною подружиться,

Нужно грамоте учиться … (Книга)

Правила поведения в библиотеке.

ü Придя в библиотеку, поздоровайтесь со всеми;

ü Прочитанную книгу аккуратно положи на стол;

ü Чётко и выразительно назови свою фамилию, имя, чтобы библиотекарь быстро нашёл твой формуляр;

ü Выбирая новую книгу, всё делай аккуратно, книги не разбрасывай;

ü Если ты взял книгу с полки для просмотра, оставь на её месте закладку;

ü Если забыл, на какое место нужно поставить книгу, положи её на стол – это лучше, чем поставить неправильно;

ü Попроси библиотекаря записать в формуляр выбранную книгу;

ü Книгу нельзя задерживать больше определённого срока, потому что

ü читателей в библиотеке много, а книга нужна всем;

ü В библиотеке не смейся, не кричи, не бегай;

ü Уходя, обязательно попрощайся.

НЕЛЬЗЯ!!! 

ü перегибать книги

ü класть в книги карандаши, тетради

ü писать и рисовать на страницах

ü читать книги во время еды

ü брать книги грязными руками

ü сгибать страницы

ü оставлять книги на солнце

ü вырезать картинки

Советы читателю

ü Носи книги в папке, оборачивай их.

ü Дома отведи книгам определенное место на полке.

ü Переворачивай страницы за правый верхний угол.

ü Положи закладку, чтобы не потерять место в книжке, где закончил читать.

ü Если книга порвалась, обязательно подклей её.

ü Прочитанные книжки верни в библиотеку. Их ждут другие читатели.

 *********************************************


13.05.2020 Чтение и развитие речи. Тема урока: «Краткий пересказ прочитанного по вопросам учителя «Затейники» Н. Носова»

Николай Носов — Затейники: Сказка

Мы с Валей затейники. Мы всегда затеваем какие-нибудь игры.

Один раз мы читали сказку «Три поросёнка». А потом стали играть. Сначала мы бегали по комнате, прыгали и кричали:

— Нам не страшен серый волк!

Потом мама ушла в магазин, а Валя сказала:

— Давай, Петя, сделаем себе домик, как у тех поросят, что в сказке.

Мы стащили с кровати одеяло и завесили им стол. Вот и получился дом. Мы залезли в него, а там темно-темно!

Валя говорит:

— Вот и хорошо, что у нас свой дом! Мы всегда будем здесь жить и никого к себе не пустим, а если серый волк придёт, мы его прогоним.

Я говорю:

— Жалко, что у нас в домике нет окон, очень темно!

— Ничего, — говорит Валя. — У поросят ведь домики бывают без окон.

Я спрашиваю:

— А ты меня видишь?

— Нет, а ты меня?

— И я, — говорю, — нет. Я даже себя не вижу.

Вдруг меня кто-то как схватит за ногу! Я как закричу! Выскочил из-под стола, а Валя за мной!

— Что ты? — спрашивает.

— Меня, — говорю, — кто-то схватил за ногу. Может быть, серый волк?

Валя испугалась и бегом из комнаты. Я — за ней. Выбежали в коридор и дверь захлопнули.

— Давай, — говорю, — дверь держать, чтобы он не открыл. Держали мы дверь, держали. Валя и говорит:

— Может быть, там никого нет?

Я говорю:

— А кто же тогда меня за ногу трогал?

— Это я, — говорит Валя, — я хотела узнать, где ты.

— Чего же ты раньше не сказала?

— Я, — говорит, — испугалась. Ты меня испугал.

Открыли мы дверь. В комнате никого нет. А к столу подойти всё-таки боимся: вдруг из-под него серый волк вылезет!

Я говорю:

— Пойди, сними одеяло. А Валя говорит:

— Нет, ты пойди! Я говорю:

— Там же никого нет.

— А может быть, есть! Я подкрался на цыпочках к столу, дёрнул за край одеяла и бегом к двери. Одеяло упало, а под столом никого нет. Мы обрадовались. Хотели починить домик, только Валя говорит:

— Вдруг опять кто-нибудь за ногу схватит!

Так и не стали больше в «три поросёнка» играть.

 

Вопросы:

Какую сказку читали дети?

Как звали героев рассказа?

Какую игру затеяли ребята?

Что такое затея и кто такой затейник?

Из чего Петя и Валя соорудили дом?

Почему ребята перестали играть?

Как поступили дети, чего-то испугавшись в темноте?

Кто определил, что волка под столом нет?

Какие ребята: смелые, трусливые? Почему?

Что показалось самым смешным в рассказе?

******************************************

11.05.2020 Чтение и развитие речи. Тема урока: «Подробный пересказ прочитанного по вопросам учителя «Храбрый опёнок» Э. Шим»

Эдуард Шим — Храбрый опёнок: Сказка

Много по осени грибов уродилось. Да какие молодцы — один другого краше!
Под тёмными ёлками деды боровики стоят. У них кафтаны белые надеты, на головах — шляпы богатые: снизу зелёного бархата, сверху коричневого. Загляденье!
Под светлыми осинками отцы подосиновики стоят. Все в мохнатых серых курточках, на головах красные шапки. Тоже красота!
Под высокими соснами братцы маслята растут. Надеты на них жёлтые рубашки, на головах картузики клеенчатые. Тоже хороши!
Под ольховыми кустиками сестрицы сыроежки хороводы водят. Каждая сестрица в льняном сарафанчике, — голова цветным платочком повязана. Тоже неплохи!
И вдруг возле поваленной берёзы вырос ещё один гриб — опёнок. Да такой невидный, такой неказистый! Ничего нет у сироты: ни кафтана, ни рубашки, ни картуза. Стоит босиком на земле, и голова непокрыта — белобрысые кудерьки в колечки завиваются.
Увидали его другие грибы, и ну — смеяться:
— Глядите, неприбранный какой! Да куда ж ты на свет белый вылез? Тебя ни один грибник не возьмёт, никто тебе не поклонится!
Опёнок тряхнул кудрями и отвечает:
— Не поклонится нынче, так я подожду. Авось когда-нибудь и пригожусь.
Но только нет — не замечают его грибники. Ходят меж тёмных ёлок, собирают дедов боровиков, кладут в кузовки.
А в лесу холоднее становится. На берёзах листья пожелтели, на рябинах покраснели, на осинках пятнышками покрылись. Ночами студёная роса на мох ложится.
И от этой студёной росы сошли деды боровики. Ни одного не осталось, все пропали.
Опёнку тоже зябко в низинке стоять. Но хоть ножка у него тонкая, да зато лёгкая — взял да и повыше перебрался, на берёзовые корни. И опять грибников ждёт.
А грибники ходят в перелесках, собирают отцов подосиновиков. На Опёнка по-прежнему не глядят.
Ещё холоднее стало в лесу. Засвистел ветер-сиверко, все листья с деревьев оборвал, голые сучья качаются. С утра и до вечера льют дожди, и укрыться от них некуда.
И от этих злых дождей сошли отцы подосиновики. Все пропали, ни одного не осталось.
Опёнка тоже дождём заливает, но он хоть и щупленький, а прыткий. Взял и вскочил на берёзовый пенёк. Тут его никакой ливень не затопит.
А грибники всё равно не замечают Опёнка. Ходят в голом лесу, собирают братцев маслят и сестриц сыроежек, в кузовки кладут. Неужели так и пропасть Опёнку ни за что, ни про что?
Совсем холодно стало в лесу. Мутные тучи надвинулись, потемнело кругом, с неба снежная крупа сыпаться начала. И от этой снежной крупы сошли братцы маслята и сестрицы сыроежки. Ни одного картузика не виднеется, ни один платочек не мелькнёт.
На непокрытую голову Опёнка крупа тоже сыплется, застревает в кудрях. Но хитрый Опёнок и тут не сплошал: взял да и прыгнул в берёзовое дупло. Сидит под надёжной крышей, потихоньку выглядывает: не идут ли грибники?

А грибники тут как тут. Бредут по лесу с пустыми кузовками, ни одного грибка не могут найти.
Увидели Опенка да так-то обрадовались:
— Ах ты, милый! — говорят. — Ах ты, храбрый! Ни дождей, ни снега не побоялся, нас дожидался. Спасибо тебе, что в самое ненастное время помог!
И низко-низко поклонились Опёнку.

 

Вопросы:

Можно ли узнать из заглавия, кто герой произведения?

Как его называет автор?

Где происходят события в это произведении?

Какие грибы встретились в произведении?

Найдите в тексте отрывки про каждого из них.

Какие грибы собирают грибники?

Найди описание опенка.

Как автор относится к опенку?

Нашли грибники Опенка?

Куда перебирался Опенок?

Какое настроение вызвало у вас это произведение? Почему?

***********************************


 06.05.20.  Чтение и развитие речи. Тема урока: «Беседа и чтение по теме «Порядок получения книг из библиотеки»
Правила пользования библиотекой
Как записаться в библиотеку:
Для записи в библиотеку необходимо предъявить паспорт гражданина РФ или другой документ, удостоверяющий личность и место жительства. Дети до 14 лет записываются с паспортом родителей. При записи в библиотеку нужно ознакомиться с «Правилами пользования библиотеки» и подтвердить обязательство об их выполнении своей подписью в читательском формуляре. При записи каждый читатель получает читательский билет.
Пользователи библиотек имеют право:
на свободный доступ ко всем ресурсам библиотек через систему справочно-поискового аппарата (каталоги, картотеки) и других форм библиотечного информирования; получать документы из фондов библиотеки для временного пользования в читальных залах или на абонементах; приносить и пользоваться своими портативными компьютерами, имеющими автономное питание, без права подключения к локальной сети библиотеки; совместно с библиотекой создавать кружки, клубы по интересам, общества друзей библиотеки и пр.
Пользователи Библиотеки обязаны:
Бережно относиться к книгам, другим произведениям печати, полученным из фондов библиотеки; возвращать их в установленные сроки. При утере документа из фондов библиотеки либо нанесении невосполнимого вреда документу заменить их равноценными, а при невозможности замены возместить их стоимость.




04.05.20. Чтение и развитие речи. Тема урока: «Составление плана «Четыре брата» Е. Пермяк»

Евгений Пермяк «Четыре брата» Сказка

У одной матери было четыре сына. Всем хороши удались сыновья, только друг дружку братьями признавать не хотели. Ничего схожего между собой не находили.

— Уж если, — говорит один брат, — кого я вздумаю братом назвать, так только лебяжий пух или, на худой конец, хлопковое волокно.

— А я, — говорит второй брат, — на стекло похожу. Только его и могу своим братом признать.

— А я белому дыму брат, — говорит третий. — Недаром нас одного с другим путают.

— А я ни на кого не похож, — сказал четвертый брат. — И некого мне братцем назвать, разве только слезы.

Так и по сей день спорят четыре родных брата: белый Снег, синий Лед, густой Туман да частый Дождь — друг друга братьями не называют, а матушку Воду все четверо родимой матерью величают.

Бывает такое на свете… Не всегда брат брата узнает!






29.04.20.   Письмо и развитие речи. Тема урока:

«Объяснительное чтение. «Грибы тоже ходят» М. Пришвин»

М.М. Пришвин «Грибы тоже ходят»

Осень глубоко продвинулась. Еловый подрост осыпан золотыми монетками берёз и красными медалями осин. В лесу ведь и в солнечный день сумерки, а тут ещё нападала листва и скрывает от глаз серые, красные и жёлтые шляпки грибов.

— Есть грибы? — спросил я маленькую дочку лесника.

— Волнушки, рыжики, маслята.

— А белые?

— Есть и белые, только теперь начинает холоднеть, и белые переходят под ёлки. под берёзами и не думайте искать — все под ёлками.

— Как же они так переходят, видала ли когда-нибудь, как грибы ходят?

Девочка оторопела, но вдруг поняла меня и, сделав плутовскую рожицу, ответила мне:

— Так они же ночью ходят, как их мне ночью увидеть? Этого никто не видал.

*****

Подумайте:

  • Почему в холодное время белые грибы «переходят» под ёлки? Предложите ребёнку нарисовать ёлку и белый гриб под ней.
  • Почему девочка сделала «плутовскую рожицу»? А вы можете сделать лукавую, плутовскую рожицу? Попробуйте.
  • какие грибы здесь названы? Объясните их названия.

Чтение по слогам:

О-се-нь г-лу-бо-ко п-род-ви-ну-лась. Е-ло-вый под-рос-т о-сы-пан зо-ло-ты-ми мо-нет-ка-ми бе-рёз и к-рас-ны-ми ме-да-ля-ми о-син. В ле-су ведь и в сол-неч-ный день су-мер-ки, а тут ещё на-па-да-ла лис-т-ва и с-к-ры-ва-ет от г-лаз се-рые, к-рас-ные и жёл-тые ш-ляп-ки г-ри-бов.

— Ес-ть г-ри-бы? — с-п-ро-сил я ма-лень-кую доч-ку лес-ни-ка.

— Вол-нуш-ки, ры-жи-ки, мас-ля-та.

— А бе-лые?

— Ес-ть и бе-лые, толь-ко те-перь на-чи-на-ет хо-лод-неть, и бе-лые пе-ре-хо-дят под ёл-ки. под бе-рё-за-ми и не ду-май-те ис-кать — в-се под ёл-ка-ми.

— Как же они так пе-ре-хо-дят, ви-да-ла ли ког-да-ни-будь, как г-ри-бы хо-дят?

Де-воч-ка ото-ро-пе-ла, но в-д-руг по-ня-ла ме-ня и, с-де-лав п-лу-тов-с-кую ро-жи-цу, от-ве-ти-ла м-не:

— Так они же ночь-ю хо-дят, как их м-не ночь-ю у-ви-деть? Это-го ник-то не ви-дал.





27.04.20.     Чтение и развитие речи. Тема урока:

«Различие свистящих и шипящих и аффрикат в словах»

Назови свистящие звуки: С, С’, З, З’, Ц.  (С’ З’ – сь, зь)

Назови шипящие звуки: Ш, Ж, Ч, Щ.

Игра«Доскажи словечко»  

У меня пропал носок,

Утащил его … (щенок).

Я рубашку сшила мишке.

Я сошью ему … (штанишки).

Живет спокойно – не спешит,

На всякий случай носит щит.

Под ним, не зная страха,

Гуляет … (черепаха).

Длинным клювом тонким

Схватит лягушонка.

Капнет с клюва капля.

Кто же это?..  (Цапля).

Верещунья, белобока,

И зовут ее … (сорока).

Просыпаюсь утром рано

Вместе с солнышком румяным,

Заправляю сам кроватку,

Быстро делаю … (зарядку).

Лежебока рыжий кот

Отлежал себе … (живот).

Задание: Замени свистящий звук в словах на шипящий звук

слова:

сутки – … шутки

зал – … жал

сок – … шок

сдал – … ждал

усы – … уши

узы – … ужи



Чтение стихотворений:

Мышь с мышонком

Зашептала тихо мышь:
«Что ж, сыночек, ты не спишь?»
«Я дрожу, — сказал он мыши, —
Шум в лесу я страшный слышу».
«Ты не бойся, мой малыш,
Это дождик», — шепчет мышь.



Чтение по слогам:

За-шеп-та-ла ти-хо мышь:
«Что ж, сы-но-чек, ты не с-пи-шь?»
«Я д-ро-жу, — с-ка-зал он мы-ши, —
Шум в ле-су я с-т-раш-ный с-лы-шу».
«Ты не бой-ся, мой ма-лыш,
Это дож-дик», — шеп-чет мы-шь.



Три старушки

Вышел мишка на опушку,
Там - волшебная избушка.
Три весёлые старушки
В ней с утра пекут ватрушки.
Тут из леса вышли лоси —
Угостить ватрушкой просят.
А за ними волк с лисой,
Ёжик, белка и косой.
И у всех лесных зверюшек
По гостинцу для старушек.
Ёж — лукошечко волнушек,
Белка им грибочки сушит,
Мишка - дров, берёсты - лось,
Волк с лисой — пушнины воз,
A зайчишка — серый хвост —
Шерстяную шаль принёс.
В шаль старушка нарядилась —
И в девчушку превратилась.



Чтение по слогам:

Вы-шел миш-ка на о-пуш-ку,
Там – вол-шеб-ная из-буш-ка.
Т-ри ве-сё-лые с-та-руш-ки
В ней с ут-ра пе-кут ват-руш-ки.
Тут из ле-са выш-ли ло-си —
У-гос-ти-ть ват-руш-кой п-ро-сят.
А за ни-ми вол-к с ли-сой,
Ё-жик, бел-ка и ко-сой.
И у в-сех лес-ных з-ве-рю-шек
По гос-тин-цу д-ля с-та-ру-шек.
Ёж — лу-ко-шеч-ко вол-ну-шек,
Бел-ка им г-ри-боч-ки су-шит,
Миш-ка – д-ров, бе-рёс-ты - лось,
Вол-к с ли-сой — пуш-ни-ны воз,
A зай-чиш-ка — се-рый х-вос-т —
Шер-с-тя-ную шаль п-ри-нёс.
В шаль с-та-руш-ка на-ря-ди-ла-сь —
И в дев-чуш-ку п-рев-ра-ти-ла-сь.







22.04.20.               Чтение и развитие речи. Тема урока:

«Внеклассное чтение по теме «Красное лето»

Вспомнить с какими произведениями недавно познакомились?  («Поход» С. Махотина, «В гости к лету» В. Викторова)

Вспомнить, о чем эти произведения? Прочти ещё раз отрывки из произведений:

Зато теперь я знаю, как

Разжечь костер без спички.

Зато увидел я зарю

И как роса искрится.

Домой приеду — суп сварю

Вот мама удивится!  («Поход» С. Махотин)



Светит солнце золотое
Сквозь зелёные оконца.
Может, мы идём за солнцем?
Что же!
Может, и за солнцем! («В гости к лету» В. Викторов)



О каком времени года говориться в этих произведениях?

Прочти стихотворение о летней поре:

Ярко солнце светит,
В воздухе тепло,
И куда ни взглянешь,
Все кругом светло.

Речка и походы,

Песни у костра,

Наконец настала

Летняя пора!

А какое время года нравиться тебе больше? Почему? Что можно еще делать летом? Расскажи про лето.





20.04.20. Чтение и развитие речи. Тема урока: «Пересказ отрывка из произведения Л.Н. Толстого «Пожарные собаки»

Загадка.

Я хозяину служу

Дом хозяйский сторожу.

Я рычу и громко лаю,

И чужих я прогоняю… (собака)

Чтение рассказа «Пожарные собаки» (взрослый читает ребенку). 

Л.Н. Толстой «Пожарные собаки» (рассказ)

Бывает часть, что в городах на пожарах остаются дети в домах и их нельзя вытащить, потому что они от испуга спрячутся и молчат, а от дыма нельзя из рассмотреть. Для этого в Лондоне приучены собаки. Собаки эти живут с пожарными, и когда загорится дом, то пожарные посылают собак вытаскивать детей. Одна такая собака в Лондоне спасла двенадцать детей; ее звали Боб.

Один раз загорелся дом. И когда пожарные приехали к дому, к ним выбежала женщина. Она плакала и говорила, что в доме осталась двухлетняя девочка. Пожарные послали Боба. Боб побежал по лестнице и скрылся в дыме. Через пять минут он выбежал из дома и в зубах за рубашонку нес девочку. Мать бросилась к дочери и плакала от радости, что дочь была жива. Пожарные ласкали собаку и осматривали ее — не обгорела ли она; но Боб рвался опять в дом. Пожарные подумали, что в доме есть еще что-нибудь живое, и пустили его. Собака побежала в дом и скоро выбежала с чем-то в зубах. Когда народ рассмотрел то, что она несла, то все расхохотались: она несла большую куклу.



Беседа по вопросам и пересказ отрывка из рассказа (можно совместный пересказ – взрослый и ребенок)

О чем говорится в рассказе?

Почему собак назвали пожарными? Что они делают?

Что однажды произошло?

Кого позвали пожарные?

Кого вынес Боб?

Собака успокоилась, когда вынесла девочку?

О чем подумали пожарные?

Что несла собака в зубах?

Как закончился рассказ?

Как можно сказать о пожарных собаках?

Понравился вам рассказ? Чем понравился рассказ?




15.04.20.        Чтение и развитие речи. Тема урока: Подробный пересказ прочитанного по вопросам учителя «В гости к лету» В. Викторов





В гости к лету


 Мы идём лесной тропинкой,
А куда - не знаем сами.
За малиной?
За малиной!
За грибами?
За грибами!
Светит солнце золотое
Сквозь зелёные оконца.
Может, мы идём за солнцем?
Что же!
Может, и за солнцем!
Может, белка попадётся,
Может, ёжик ждёт нас где-то...
Мы идём гурьбой весёлой
Ясным утром
В гости к лету!




Вопросы к тексту:

1. Куда идут дети? Зачем они идут в лес летним утром?

2. Кого дети надеются увидеть в лесу?

3. Почему в стихотворении солнце названо «золотым»?

4. Как ты понимаешь, что такое «зеленые оконца»?

5. Как нужно читать это стихотворение: весело или грустно? Объясни почему?



Чтение по слогам:



В гос-ти к ле-ту

 Мы и-дём лес-ной т-ро-пин-кой,
А ку-да - не з-на-ем са-ми.
За ма-ли-ной?
За ма-ли-ной!
За г-ри-ба-ми?
За г-ри-ба-ми!
С-ве-тит сол-н-це зо-ло-тое
С-к-во-зь зе-лё-ные о-кон-ца.
Мо-жет, мы и-дём за сол-н-цем?
Что же!
Мо-жет, и за сол-н-цем!
Мо-жет, бел-ка по-па-дёт-ся,
Мо-жет, ё-жик ж-дёт нас г-де-то...
Мы и-дём гурь-бой ве-сё-лой
Яс-ным ут-ром
В гос-ти к ле-ту!

Задание:

Попробуйте вместе с детьми сделать пересказ этого стихотворения.


«зеленые оконца»

*****************************

11.05.20. Чтение и развитие речи. Тема урока: «Подробный пересказ прочитанного по вопросам учителя «Храбрый опёнок» Э. Шим»

Эдуард Шим — Храбрый опёнок: Сказка

Много по осени грибов уродилось. Да какие молодцы — один другого краше!
Под тёмными ёлками деды боровики стоят. У них кафтаны белые надеты, на головах — шляпы богатые: снизу зелёного бархата, сверху коричневого. Загляденье!
Под светлыми осинками отцы подосиновики стоят. Все в мохнатых серых курточках, на головах красные шапки. Тоже красота!
Под высокими соснами братцы маслята растут. Надеты на них жёлтые рубашки, на головах картузики клеенчатые. Тоже хороши!
Под ольховыми кустиками сестрицы сыроежки хороводы водят. Каждая сестрица в льняном сарафанчике, — голова цветным платочком повязана. Тоже неплохи!
И вдруг возле поваленной берёзы вырос ещё один гриб — опёнок. Да такой невидный, такой неказистый! Ничего нет у сироты: ни кафтана, ни рубашки, ни картуза. Стоит босиком на земле, и голова непокрыта — белобрысые кудерьки в колечки завиваются.
Увидали его другие грибы, и ну — смеяться:
— Глядите, неприбранный какой! Да куда ж ты на свет белый вылез? Тебя ни один грибник не возьмёт, никто тебе не поклонится!
Опёнок тряхнул кудрями и отвечает:
— Не поклонится нынче, так я подожду. Авось когда-нибудь и пригожусь.
Но только нет — не замечают его грибники. Ходят меж тёмных ёлок, собирают дедов боровиков, кладут в кузовки.
А в лесу холоднее становится. На берёзах листья пожелтели, на рябинах покраснели, на осинках пятнышками покрылись. Ночами студёная роса на мох ложится.
И от этой студёной росы сошли деды боровики. Ни одного не осталось, все пропали.
Опёнку тоже зябко в низинке стоять. Но хоть ножка у него тонкая, да зато лёгкая — взял да и повыше перебрался, на берёзовые корни. И опять грибников ждёт.
А грибники ходят в перелесках, собирают отцов подосиновиков. На Опёнка по-прежнему не глядят.
Ещё холоднее стало в лесу. Засвистел ветер-сиверко, все листья с деревьев оборвал, голые сучья качаются. С утра и до вечера льют дожди, и укрыться от них некуда.
И от этих злых дождей сошли отцы подосиновики. Все пропали, ни одного не осталось.
Опёнка тоже дождём заливает, но он хоть и щупленький, а прыткий. Взял и вскочил на берёзовый пенёк. Тут его никакой ливень не затопит.
А грибники всё равно не замечают Опёнка. Ходят в голом лесу, собирают братцев маслят и сестриц сыроежек, в кузовки кладут. Неужели так и пропасть Опёнку ни за что, ни про что?
Совсем холодно стало в лесу. Мутные тучи надвинулись, потемнело кругом, с неба снежная крупа сыпаться начала. И от этой снежной крупы сошли братцы маслята и сестрицы сыроежки. Ни одного картузика не виднеется, ни один платочек не мелькнёт.
На непокрытую голову Опёнка крупа тоже сыплется, застревает в кудрях. Но хитрый Опёнок и тут не сплошал: взял да и прыгнул в берёзовое дупло. Сидит под надёжной крышей, потихоньку выглядывает: не идут ли грибники?

А грибники тут как тут. Бредут по лесу с пустыми кузовками, ни одного грибка не могут найти.
Увидели Опенка да так-то обрадовались:
— Ах ты, милый! — говорят. — Ах ты, храбрый! Ни дождей, ни снега не побоялся, нас дожидался. Спасибо тебе, что в самое ненастное время помог!
И низко-низко поклонились Опёнку.

 

Вопросы:

Можно ли узнать из заглавия, кто герой произведения?

Как его называет автор?

Где происходят события в это произведении?

Какие грибы встретились в произведении?

Найдите в тексте отрывки про каждого из них.

Какие грибы собирают грибники?

Найди описание опенка.

Как автор относится к опенку?

Нашли грибники Опенка?

Куда перебирался Опенок?

Какое настроение вызвало у вас это произведение? Почему?

13.05.20. Чтение и развитие речи. Тема урока: «Краткий пересказ прочитанного по вопросам учителя «Затейники» Н. Носова»

Николай Носов — Затейники: Сказка

Мы с Валей затейники. Мы всегда затеваем какие-нибудь игры.

Один раз мы читали сказку «Три поросёнка». А потом стали играть. Сначала мы бегали по комнате, прыгали и кричали:

— Нам не страшен серый волк!

Потом мама ушла в магазин, а Валя сказала:

— Давай, Петя, сделаем себе домик, как у тех поросят, что в сказке.

Мы стащили с кровати одеяло и завесили им стол. Вот и получился дом. Мы залезли в него, а там темно-темно!

Валя говорит:

— Вот и хорошо, что у нас свой дом! Мы всегда будем здесь жить и никого к себе не пустим, а если серый волк придёт, мы его прогоним.

Я говорю:

— Жалко, что у нас в домике нет окон, очень темно!

— Ничего, — говорит Валя. — У поросят ведь домики бывают без окон.

Я спрашиваю:

— А ты меня видишь?

— Нет, а ты меня?

— И я, — говорю, — нет. Я даже себя не вижу.

Вдруг меня кто-то как схватит за ногу! Я как закричу! Выскочил из-под стола, а Валя за мной!

— Что ты? — спрашивает.

— Меня, — говорю, — кто-то схватил за ногу. Может быть, серый волк?

Валя испугалась и бегом из комнаты. Я — за ней. Выбежали в коридор и дверь захлопнули.

— Давай, — говорю, — дверь держать, чтобы он не открыл. Держали мы дверь, держали. Валя и говорит:

— Может быть, там никого нет?

Я говорю:

— А кто же тогда меня за ногу трогал?

— Это я, — говорит Валя, — я хотела узнать, где ты.

— Чего же ты раньше не сказала?

— Я, — говорит, — испугалась. Ты меня испугал.

Открыли мы дверь. В комнате никого нет. А к столу подойти всё-таки боимся: вдруг из-под него серый волк вылезет!

Я говорю:

— Пойди, сними одеяло. А Валя говорит:

— Нет, ты пойди! Я говорю:

— Там же никого нет.

— А может быть, есть! Я подкрался на цыпочках к столу, дёрнул за край одеяла и бегом к двери. Одеяло упало, а под столом никого нет. Мы обрадовались. Хотели починить домик, только Валя говорит:

— Вдруг опять кто-нибудь за ногу схватит!

Так и не стали больше в «три поросёнка» играть.

 Вопросы:

Какую сказку читали дети?

Как звали героев рассказа?

Какую игру затеяли ребята?

Что такое затея и кто такой затейник?

Из чего Петя и Валя соорудили дом?

Почему ребята перестали играть?

Как поступили дети, чего-то испугавшись в темноте?

Кто определил, что волка под столом нет?

Какие ребята: смелые, трусливые? Почему?

Что показалось самым смешным в рассказе?





Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Уважаемые родители и ученики